От общего к частному

Дата публикации: 29 апреля 2010

Большинство проблем, возникающих в проектной деятельности, нужно решать в комплексе, а не на уровне конкретной проектной организации, считают ведущие белорусские архитекторы, пишет Газета "Недвижимость Белоруссии".

 

 

Только пятая часть проектов, которые поступают на экспертизу, согласуются без замечаний, что говорит о неудовлетворительном качестве проектных работ. Поэтому «впредь при приемке документации на экспертизу ее состав и содержание подвергнется жесткому входному контролю на строгое соответствие действующим нормативно-правовым актам», пообещал на совещании 9 апреля Виктор Петруша, директор департамента контроля и надзора за строительством Госстандарта РБ. «А в случае несоответствия документация отправляется на доукомплектование», – добавил чиновник. Кроме того, до 1 июня будут разработаны типовые правила проведения аттестации работников проектных организаций. Эти и другие меры, которые еще будут обозначены Правительством и курирующими ведомствами, поспособствуют, как ожидается, повышению качества проектных работ.

 

 

Дать оценку происходящему и в целом высказать мнение по поводу того, от чего зависит качество проектных работ, по просьбе корреспондента «НБ» согласились несколько минских архитекторов.

 

 

По мнению собеседников, которые пожелали остаться не названными, нельзя проектирование рассматривать отдельно от строительства. Если же говорить о строительстве, то самый главный вопрос – это качество производства строительно-монтажных работ. А почему хромает качество строительно-монтажных работ? В первую очередь потому, что дома сдаются не с отделкой. Строители не отвечают за конечный результат. Все строительные огрехи перекладываются на плечи инвесторов, дольщиков.

 

 

Причем сами архитекторы признаются, что если им приходится в обыденной жизни сталкиваться с некачественными строительными работами, то добиться от строителей исправления практически невозможно. Чаще всего приходилось выкладывать свои деньги и просто переделывать все. «Это стало, к сожалению, практикой», – заметил один из собеседников.

 

 

Второй вопрос – это новые технологии, которые пришли к нам. В частности, технологии монолитного домостроения. Они требуют, по мнению специалистов, очень тщательного контроля со стороны производителя работ. В противном случае на выходе получаются кривые перекрытия, кривые колонны, шахты и прочие геометрические дефекты.

 

 

После монтажников приходят отделочники, которые выполняют черновую внутреннюю отделку и в целом отделку наружную. Так вот им приходится исправлять то, что было сделано плохо в ходе строительно-монтажных работ. Само собой, чтобы выровнять монолитную плиту перекрытия или стену и подготовить ее под чистовую отделку, надо изрядно потрудиться, затратив на это не только излишнее количество работа-часов, но и материалов. Все это удорожает стоимость квадратного метра. Остается догадываться, сколько же нужно сухих смесей, чтобы довести черновую отделку до чистовой.

 

 

Из частной практики известно, как одна семья, заселившаяся в трехкомнатную квартиру около 90 кв.метров в новом доме по ул. Жуковского, вынуждена была закупить только сухих смесей (шпаклевки, штукатурки) несколько тонн. И всего лишь для того, чтобы обеспечить нужную геометрию станам и потолкам.

 

 

По мнению архитекторов, контроль прохождения всего строительного процесса должен идти от начала и до конца. А поведение строителей в свою очередь зависит от заказчика. Если у заказчика есть деньги, он нормально платит за работу, люди знают, что они получат деньги за сделанную работу, то это одна ситуация. А когда у заказчика денег нет и он только ходит и уговаривает, мол, ребята пойдите, сделайте вот это, постройте, я выбью деньги, то это совсем другая ситуация. Здесь заказчик находится в этом случае в плену у подрядчика. Он уже не может требовать какого-то качества от строителей, потому что сам их просит, вот где проблема, считают специалисты.

 

 

Проблема еще и в том, что сегодня функции заказчика выполняют зачастую такие фирмы, которые к этому не готовы. К примеру, фирма получила участок и право на строительство, собрала деньги у инвесторов (дольщиков) и начинает строить, а на самом деле у нее нет ни кадров своих, ни средств, чтобы нанять специалистов со стороны – например, инженерную организацию. Об этом, кстати, говорилось и на совещании 9 апреля.

 

 

Вторая причина неудовлетворительного качества строительства – приход новых технологий и отсутствие культуры внедрения этих технологий. Взять, к примеру, энергосберегающие окна. Вся система нормативной базы была построена в советские времена на том, что приток воздуха осуществлялся за счет негерметичных окон, а вытяжка – через воздуховоды в кухнях, в ванных и туалетных комнатах.

 

 

Как только поставили стеклопакеты – естественный приток воздуха прекратился. В итоге помещения сыреют, на стенах появляется плесень. Архитекторы признаются, что им лично в домах, которые недавно сданы, приходится ходить по квартирам и показывать людям, что такое режим микропроветривания, как приоткрывать окна. Ведь дом должен высохнуть. Люди этого не понимают. Специально открывать окна для проветривания не хотят. А если сделать в доме принудительную приточную вентиляцию, то это удорожание квадратного метра, плюс дополнительные эксплуатационные расходы.

 

 

Что касается качества проектирования, то здесь тоже есть как субъективные, так и объективные причины. По мнению одного из собеседников, проблемы возникают из мелочей. Например, неправильно поставлены размеры, которые потом вылетают в кучу проблем. Эту ошибку просто так не выловишь. Перепроверить весь проект надо, что практически невозможно. А если и будет сделано, то и тогда велика вероятность, что ошибка, допущенная в размере, осталась. Поэтому самое главное в проектировании – это ответственность. Ее в свою очередь надо воспитывать. То есть часть проблемы, связанной с некачественными проектными работами, объясняется низкой культурой проектировщиков и их безответственностью к работе. Собственно, то же можно сказать о любой сфере человеческой деятельности.

 

 

Еще одна причина, которая в буквальном смысле лежит на поверхности – это нехватка знаний. Речь идет как о знании тех конструкций, материалов, изделий, которые закладываются в проект, так и о знании самого строительного процесса. Немало проектировщиков (в советские времена их было еще больше), которые ни разу за свою деятельность не побывали на стройплощадке и не посетили ни одной строительной выставки. Отсюда – проекты, проектные решения, которые либо не могут быть воплощены, либо их воплощение требует немыслимых затрат. Естественно, чтобы приблизить такие решения к реальности, приходится их переделывать, а иногда и по несколько раз.

 

 

«Не все проектные решения могут быть реализованы в натуре, если архитектор не чувствует конструкции, не чувствует объем, не знает технологии, материалов, которые закладывает в проект», – заметил один из собеседников -архитекторов.

 

 

Если же говорить о более серьезных вещах, которые могут повлиять на качество проектных работ – то это рынок, конкуренция, страхование рисков и проектной деятельности, это то, на что пошли саморегулируемые организации в России.

 

 

Специалисты также считают, что большинство проблем, возникающих в проектной деятельности, нужно решать не на уровне конкретной проектной организации. Например, должны быть выявлены на уровне научно-исследовательских институтов, на уровне экспертизы какие-то наиболее типичные ошибки и даны определенные рекомендации, как их избегать. Это позволит проектировщикам свою работу соотносить с этими замечаниями. Будет возможность учиться. Плюс – какие-то семинары для проектировщиков, архитекторов надо проводить.

 

 

Но самое главное – это чтобы рынок стимулировал повышение качества проектных работ. Не будет рынка, не будет конкуренции, никакая сила не заставит ни строителей, ни проектировщиков работать качественно. А рынок – это заказчики. Как говорится, спрос рождает предложение.

просмотров новости: 6745


Комментарии

Отправить новый комментарий