В Беларуси ищут альтернативу льготному жилищному кредитованию

Дата публикации: 25 ноября 2009

Государство предлагает альтернативу льготному жилищному кредитованию, создающему сегодня слишком высокую нагрузку на белорусский бюджет. Об этом шла речь сегодня на парламентских слушаниях о состоянии и перспективах развития законодательства в сфере жилищного кредитования населения, сообщает TUT.by.

Вице-премьер Виктор Буря отметил, что подавляющее большинство граждан не в состоянии строить жилье без помощи кредитов и рассчитывают на получение господдержки, которая оказывается состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий. Именно для этой категории в 2009 году строится 75% жилья в многоквартирных домах.

"Несмотря на высокие темпы строительства жилья и снижение численности населения, количество граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, практически не снижается. Сегодня это 701 тыс. семей, в том числе 338,7 тыс. молодых и 17 тыс. многодетных семей. Одной из причин указанной ситуации является желание граждан построить жилье по более низким ценам, предлагаемым государственными застройщиками. Так что граждане стремились встать на учет любыми способами. Теперь условия постановки на очередь ужесточены", - заявил Виктор Буря.

Он признал, что постоянно растущие объемы жилищного строительства с господдержкой приводят к пропорциональному росту нагрузки на бюджет. Проектом бюджета 2010 год предусматривается выделить только на компенсацию процентов по льготным кредитам 1,333 трлн рублей. "Очень скоро ежегодные расходы бюджета только на обслуживание льготных кредитов на жилищное строительство могут стать соизмеримыми с объемами льготного кредитования", - отметил вице-премьер, подчеркнув необходимость поиска альтернативных вариантов финансирования жилищного строительства.

О проблемах, которые создает банкам расширение льготного кредитования, в ходе слушаний рассказал зампред правления Нацбанка Николай Лузгин. По его данным, всего на финансирование жилищного строительства в 2009 году планировалось направить 7,950 трлн рублей, в том числе 3,8 трлн рублей кредитов (из них льготные кредиты должны были составить 3,5 трлн рублей). Но банки уже за 10 месяцев направили на строительство жилья 4,2 трлн рублей, причем льготные кредиты составили 3,6 трлн.

"Несмотря на перевыполнение планов, возникла дополнительная потребность в кредитовании строительства жилья. Нацбанк осуществляет постоянный мониторинг наличия у банков ресурсов для льготного кредитования. В условиях наращивания кредитования и отсутствия источников ресурсов из-за неустойчивого притока средств физических и юридических лиц и снижения внешних заимствований наметился серьезный рост подверженности банковского сектора риску ликвидности", - признал Николай Лузгин. По данным Нацбанка, в январе-октябре разрыв между долгосрочными активами и пассивами банковского сектора увеличился по сравнению с началом года на 8,8 трлн рублей и достиг на 1 ноября 19,2 трлн. Основные проблемы с ликвидностью у Беларусбанка и Белагропромбанка, на которых лежит основная нагрузка по финансированию госпрограмм. Теперь рассматривается возможность внесения дополнительных средств в уставные фонды этих банков. "Но для этого надо консультироваться с МВФ", - отметил зампред правления Нацбанка.

Альтернативой госресурсам, по мнению правительства, могут стать сбережения граждан, которые сейчас лежат на депозитах в банках страны. На 15 ноября 2009 года в банках Беларуси на депозитах физлиц лежало более 17,5 трлн рублей, в том числе почти 8 трлн в национальной валюте.

Самой реальной альтернативой сложившейся системе льготного кредитования в правительстве считают систему жилищно-строительных сбережений и ипотеку, которая сейчас затруднена по ряду причин (высокие процентные ставки по кредиту, проблематичность обращения взыскания на заложенное жилое помещение). Система стройсбережений пока реализуется в виде пилотного проекта, хотя концепция закона, регулирующего создание и развитие системы стройсбережений, одобрена еще в 2006 году. "Принятие закона способствовало бы увеличению доли долгосрочных вкладов населения, расширению кредитной базы банков и стимулированию дальнейшего развития стройкомплекса. Разработка законопроекта затянулась. Учитывая время, необходимое на принятие закона, его адаптацию и прохождение первого накопительного периода, первые результаты действия мы получим еще не скоро - через 6-7 лет. И чем дальше будут отодвигаться эти сроки, тем ощутимее будут ежегодные расходы бюджета", - подчеркнул Виктор Буря.

О преимуществах системы стройсбережений рассказал заместитель министра архитектуры и строительства Михаил Абрамчук, отметив, что каждый третий немец и француз строит жилье именно через эту схему. "Суть механизма: гражданин, заключает с банком индивидуальный договор о жилищно-строительных сбережениях и становится вкладчиком. При этом гражданин вправе обратиться в исполком для включения в программу строительства в определенные сроки. Так вкладчик получает гарантию государства, что он сможет построить жилье после завершения накопительного периода по приемлемым ценам", - отметил он. По завершении накопительного периода средства вкладчика и предоставленные банком кредитные ресурсы могут использоваться на строительство, реконструкцию или приобретение жилья.

Михаил Абрамчук добавил, что пока не решен вопрос о выплате премий участникам системы стройсбережений. Он подчеркнул, что в Германии и других странах выдача субсидий осуществляется, даже если гражданин не направляет свои средства на жилищное строительство. "Если вкладчик 6-7 лет держал эти деньги в системе стройсбережений, эти деньги работали на реальный сектор экономики и были источником кредитования других участников системы", - аргументировал замминистра.

Правительство подумало и о тех, кто даже с поддержкой не рискнет строить собственное жилье, предложив развивать систему сдачи жилья в аренду. Как рассказал Михаил Абрамчук, предлагается построить в ближайшее время в Минске экспериментальный дом для сдачи в некоммерческий найм. По расчетам экспертов, ежемесячные расходы граждан по оплате найма жилья будут в 2-2,5 раза меньше, чем расходы на выплату льготного кредита за аналогичную квартиру.

Однако очевидно, что разработки новых механизмов будет недостаточно для решения жилищного вопроса. Виктор Буря подчеркнул, что правительству также нужно обеспечить рост реальных денежных доходов населения, а средняя зарплата белорусов должна догнать стоимость квадратного метра.

просмотров новости: 8877


Комментарии

Отправить новый комментарий