Ритейлу не хватает мест

    Из-за затянувшейся паузы в реализации заявленных проектов рынок крупной торговой недвижимости в Минске может оказаться в "строительной яме".

    В Минске до конца 2015 года может быть построено около 60 крупных торговых объектов. Таковы планы Мингорисполкома. Их реализация позволит увеличить обеспеченность населения торговыми площадями до 600 кв. м на тысячу жителей. В настоящий момент этот показатель колеблется в пределах 370 кв. м. Обеспеченность местами в ресторанах, кафе и иных объектах общественного питания должна составить к концу 2015 года, судя по планам, 45 мест -  на 14 больше, чем сегодня.

     

    Развитие рынка торговой недвижимости власти будут осуществлять в двух основных направлениях. Первое направление - строительство крупных многофункциональных торгово-развлекательных центров, второе - открытие магазинов в зоне шаговой доступности.

    Что касается крупных объектов, то сегодня сформирована схема их размещения в Минске. Строительство этих объектов обеспечит увеличение торговых площадей на 500 тыс. кв. м.

     

    Схема размещения магазинов шаговой доступности тоже уже разработана. Такие объекты торговли планируется располагать по соседству с жилыми массивами. Схемы размещения магазинов переданы в районные администрации для вынесения на общественное обсуждение. При обсуждении мест размещения будущих объектов власти собираются максимально учитывать мнение местных жителей.

    Всего за счет создания магазинов шаговой доступности количество торговых площадей в Минске увеличится примерно на 100 тыс. кв. м к концу 2015 года.


    Планы, конечно, серьезные, но будут ли они реализованы в указанные сроки, зависит от финансовой устойчивости застройщиков, которые уже занимаются или еще будут заниматься реализацией соответствующих проектов. Пока же ситуация на первичном рынке крупных торговых объектов не вселяет большого оптимизма.

    Как мы уже ранее сообщали, ссылаясь на данные компании Colliers International, с начала года в Минске открыто два больших объекта: торговые площади в МФК "Европа" и дискаунтер "Бимарт" в здании реконструированного DIY "Декорум". В этот список можно включить фактически запущенный в первом полугодии специализированный торговый комплекс "Автомолл "Кольцо".

    Как обещают столичные власти, до конца года будет открыт торговый центр на ул. Немига, сроки ввода которого уже неоднократно переносились из-за проблем с финансированием.

    До конца года возможно открытие еще 4-5 многофункциональных комплексов с развитой торговой частью. Ожидается ввод торгово-развлекательного центра в составе многофункционального комплекса "Автовокзал "Центральный".

    Но большинство объектов, которые были заявлены к вводу в текущем году, будет открыто в 2012-м, а возможно, и позже.

    При этом, как предполагают специалисты, ряд проектов по строительству крупных торговых центров может быть заморожен на стадии проектирования. А это создаст предпосылки для образования на рынке торговой недвижимости в 2013-2014 гг. так называемой строительной ямы. Это состояние рынка, когда спрос резко увеличивается, а объемы предложения вводных торговых и торгово-развлекательных центров падают.

    Нечто похожее на строительную яму переживает сегодня московский рынок торговой недвижимости.

    Если в прошлом году девелоперы сдавали объекты, которые начали возводить до кризиса, то в нынешнем году этот запас иссяк. До конца текущего года в Москве может быть введено не более 300 тыс. кв. м торговой недвижимости. Это для российской столицы рекордный минимум за последние 9 лет.

    И, по прогнозам аналитиков, строительная яма в секторе крупных торговых объектов будет в ближайшее время только увеличиваться. Этому, кроме прочего, способствует новая градостроительная политика московских властей.

    Мэр Москвы Сергей Собянин заявил, что вместо торговых центров и офисов будут строиться преимущественно гостиницы и жилье. Разрешения на строительство новых торгово-развлекательных центров сейчас не выдаются. Владельцы торговой недвижимости уже отреагировали на новые веяния дружным повышением арендных ставок.

    С другой стороны, невозможность попасть в столицу вынуждает девелоперов переносить свои интересы в регионы. Одновременно с девелоперами в регионы переселяется и сетевой ритейл, который уже начинает приходить в себя после кризиса.

    "Еще недавно крупные международные бренды рассматривали преимущественно Москву, Петербург и города-миллионники, - говорит директор отдела агентских услуг департамента торговой недвижимости Colliers International Галина Малиборская. - Сейчас у них появился интерес к городам с численностью населения 300-500 тыс. человек". Такой же интерес и у российских ритейлеров.

    По словам представителя "Мэлон фэшн групп" Ирины Староверовой, которые приводит российский журнал "Секрет фирмы", в ближайшие год-два компания хочет открыть до 100 магазинов в регионах России и в Украине: "Мы понимаем, что из-за ситуации с недвижимостью вряд ли сможем расти, как в 2010 году".

    Кстати, нехватку площадей испытывает сетевой ритейл и в Минске. Причем чем дальше, тем больше, поскольку интерес зарубежных сетевиков к минскому рынку растет, несмотря ни на что.

    В то же время на примере "Евроопта", который недавно открыл в Жодино свой 50-й в Беларуси магазин, можно сделать вывод, что успешно торговать можно не только в Минске, но и в регионах.

    Белорусы и рынок

    просмотров статьи: 20146

    Комментарии

    Отправить новый комментарий